Гоцатлинское серебряное дело

Loading

Гоцатлинское серебряное дело

Художественная обработка серебра получила широкое и многообразное развитие в аварских районах Дагестана. В целом ряде селений и районов, на протяжении ряда столетий, складывались весьма самобытные художественные традиции в украшении оружия и особенно в ювелирном деле.

Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.

Центрами производства серебряных изделий в Аварии были селения Согратль, Ругуджа, Чох, Гамсутль, Гоцатль, Тиндал, Унцукуль и некоторые другие. Еще в XIX веке все эти селения были крупными очагами местной художественной культуры, а в некоторых из них начали складываться промыслы.

Аварское ювелирное искусство насчитывает не меньше лет, чем кубачинское, восходит своими корнями к искусству бронзового литья. Археологические памятники свидетельствуют о том, что на северо-западе Дагестана уже в VIII-XIII вв. достигли большого совершенства в изготовлении всевозможных бронзовых украшений. Особенный интерес представляют массивные витые браслеты, серьги с птицами и огромные ажурные пряжки из Цунтинского и Цумадинсткого районов, с тонко прочеканенными узорами и животными мотивами, ничуть не уступающие по технике исполнения кубачинским бронзовым котлам XII-XIII вв.

К этому времени – эпохе средневековья – археологи относят появление серебряных и черневых изделий, то есть предметов ювелирного искусства. Преемственность отдельных форм, мотивов, приемов скульптурного решения женских украшений, в большей степени ощущается в наиболее старых образцах аварских серебряных украшений XIX века и даже в образцах XX века.

В украшении аварских серебряных изделий большую роль играла чернь, накладная филигрань, наборные детали, цепочки и объемные вставки из камней и цветного стекла. Чернь обычно имела меньше значение, лишь дополняя скульптурно-пластические ими фигурные детали сложных наборных украшений.

В украшении современных серебряных изделий большое значение приобретает собственно черневое орнаментальное искусство, хотя чернь, накладная филигрань и искусственные камни по-прежнему используются в решении общего декоративного облика ювелирных украшений.

Селение Гоцатль Хунзахского района является одним из крупных и известных центров народных художественных промыслов Дагестана. Здесь издавна получили развитие такие виды народных ремесел, имеющих свои глубокие самобытные традиции, как изготовление медночеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство, а также выделка безворсовых ковров «давагъин». В прошлом аварские селения Гоцатль и Ичичали обеспечивали медной посудой центральные и северные районы Нагорного Дагестана. Мастера-медночеканщики изготовляли разнообразную бытовую утварь: большие луженные, отделанные гравированным и рельефным чеканным орнаментом водоносные кувшины, малого размера кувшины для питья и умывания, ритуальные подносы с крупным орнаментом, используемые во время свадебных торжеств, котлы и другую кухонную посуду. Эти сосуды не только удовлетворяли нужды населения в прочной бытовой посуде, но и являлись составной частью убранства интерьера горских жилых помещений.

Гоцатлинское серебряное дело

Самобытные художественные традиции ювелирного дела, изготовления и украшения холодного и огнестрельного оружия в Гоцатле складывались на протяжении ряда столетий. В истории развития гоцатлинских народных ремесел были периоды их подъема и стабильного развития, были и времена их упадка и застоя. Процесс этот был характерным и для промыслов сел. Кубачи, Кази-Кумух и других.

В XVII – XVIII вв. в Гоцатле значительного развития достигло ювелирное искусство – изготовление разнообразных женских украшений из серебра, имеющих свои характерные и глубоко традиционные формы всевозможных подвесок, браслетов, колец, серег, нашивок на головной убор, поясов, пуговиц, заколок и т.д., декорированных с использованием черневого узора, зерни, накладной филиграни, инкрустации полудрагоценными камнями или цветными стеклами.

В XIX в. мастера-ювелиры Гоцатля достигли большого совершенства в изготовлении серебряных мужских наборных поясов, газырей (деталей мужского костюма), в художественной отделке серебром с черневым орнаментом кинжалов, шашек и кремневых пистолетов. Оружие гоцатлинских мастеров, в отличие от оружия лакских и кубачинских мастеров, украшалось более сдержанно и скромно. Серебряные детали ножен кинжалов и шашек, огнестрельного оружия отделывались крупным черневым орнаментом. В украшении оружия мастера придерживались принципа функциональной оправданности серебряных с чернью деталей – их располагали в тех местах, где была необходима наибольшая прочность – на концах и середине ножен кинжалов и шашек, на рукоятке кремневых пистолетов, на местах соединения ложа со стволом.

Изготовляли и самые разнообразные женские серебряные украшения, ассортимент которых был особенно богат и разнообразен к свадебному женскому костюму. Изделия гоцатлинских мастеров имели промысловый характер – их художественно отделанное оружие, мужские наборные пояса и серебряные женские украшения находили сбыт во многих населенных пунктах Дагестана и Северного Кавказа.

Во второй половине XIX – начале XX в. значительное развитие получило в Гоцатле изготовление и украшение холодного и огнестрельного оружия. По данным крупнейшего и авторитетного исследователя кавказского оружия Эммы Аствацатурян в XIX – начале XX вв. в Гоцатле «проживала семья потомственных кузнецов, пользовавшихся очень хорошей репутацией. Это были Молла Гитиномагомаев (род. в 1830 г.), его сыновья Амирхан Моллаев (род. в 1830 г.), сын последнего Алибек Амирханов (1863 – 1940) – наиболее прославленный мастер и его сыновья; также кузнецы Магомед (род. в 1893 г.) и Сулейман (род. в 1903 г.).

Во 2-й половине XIX в. здесь работали потомственные серебряники братья Магомед (1850 – 1940) и Исмаил (1857 – 1920) Газиевы и их потомки Шамиль (род. в 1891 г.) и Джамалудин Газиевы, Магомед Джамалудинов, Магомед Исмаилов (род. в 1900 г.), а также мастер Магомед-Гаджи Магомедбеков (1837 – 1937), его сыновья Гаджияв ( род. в 1892 г.) и Магомед (род. в 1905 г.) и внук Магомед Гаджиев (род. в 1922г.)».

Отдельные образцы художественно отделанного оружия того времени из Гоцатля хранятся в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. Это кинжал работы Магомеда Газиева, украшенный симметричной композицией растительного орнамента, выполненного путем глубокой гравировки с использованием черни (на кинжале указаны имя мастера, название селения и дата: Мухаммед, Гоцатль, 1328 г. хиджры, что соответствует 1910 году нашего летосчисления. Там же хранится и серебряный женский пояс работы того же мастера, отделанный растительным орнаментом.

Следует отметить, что изделия М.Газиева в то время высоко ценились и пользовались широкой известностью благодаря высокому уровню их исполнения и превосходной художественной отделке.

Мужской наборный пояс из серебра, отделанный растительным орнаментом работы мастера Гаджиява Магомедбекова (род. в 1892 г.) с арабской надписью «Владелец Гаджияв. 1337 г. хиджры», что соответствует 1918 году нашего летосчисления, также хранится в ГИМе.

Имеются сведения о том, что в Гоцатле изготовлялось и огнестрельное оружие.

_________________________

1. Аствацатурян Эмма Григорьевна — Оружие народов Кавказа. М., 1995, с.115.

2. Там же. с.181.

Аствацатурян Эмма Григорьевна в своей книге «Оружие народов Кавказа» пишет, что в «в Гоцатле во времена Шамиля жили две-три семьи, занимавшиеся изготовлением оружия для его армии. Известный всему Дагестану мастер Молла Задиев отливал пушки, производил винтовки и пистолеты. Мастер Гусейн Шамилов отливал для армии Шамиля небольшие пушки. Он был учеником Молла Задиева и достиг высокого мастерства».1

Традиции изготовления оружия во 2-й половине XIX — начале XX в. в Гоцатле базировались на длительном опыте изготовления и художественной отделке холодного и огнестрельного оружия в предшествующее время.

В первой половине XX в. ювелирное искусство гоцатлинцев пришло в упадок: сократились заказы, снизился сбыт изделий на внутреннем и внешнем рынке. Многие мастера стали покидать родные места и уезжать на заработки в Закавказье, Среднюю Азию и южные районы России. Оно начало возрождаться в середине 50-х годов XX в.

В 1958 г. в Гоцатле по инициативе и непосредственном участии потомственного мастера ювелира, ныне народного художника Российской Федерации и Республики Дагестан Магомеда Казиевича Джамалудинова была организована артель, выпускающая серебряные рюмки, стопки, декоративные вазы, застольные рога, оправленные серебром или мельхиором, а также медночеканную посуду. Большую помощь в обучении молодых гоцатлинских мастеров оказали кубачинские мастера, братья Гаджиахмед и Ибрагим Гаджиахмедовы, которые несколько лет проработали в Гоцатле.

В 1960 г. артель была преобразована в Гоцатлинский художественный комбинат, который выпускал довольно широкий ассортимент ювелирных серебряных изделий с гравировкой и чернью – броши, кулоны, кольца, браслеты, пояса, женские гарнитуры, а также высокохудожественные изделия – кувшины, вазы, винные и коньячные сервизы. Комбинат выпускал и медночеканные изделия — водоносные кувшины, небольшие кувшины для умывания, котлы и т.д. Ковровый цех производил безворсовые ковры паласы, а также вязаные шерстяные узорные носки.

Следует подчеркнуть, что в возрождении гоцатлинского ювелирного искусства, и не только его в возрождении традиционного аварского художественного серебра, обладающего достаточно ярко выраженными особенностями форм самых различных изделий, самобытными художественно-стилистическими чертами, исполненными с применением самых разнообразных художественно-выразительных средств и набором различных орнаментальных композиций, а также в определении художественной направленности гоцатлинского комбината большую роль сыграл Магомед Казиевич Джамалудинов.

Выдающийся мастер-ювелир современности, подвижник традиционного народного искусства Дагестана, болеющий душой за сохранение, возрождение и дальнейшее развитие народных художественных промыслов Дагестана. Магомед Казиевич внес огромный вклад в развитие не только искусства гоцатлинцев, но и декоративно-прикладного искусства Дагестана и России. Без его высокохудожественных произведений ювелирного искусства, без его рукотворных шедевров немыслимо представить декоративно-прикладное искусство Дагестана и России 2-й половины XX в. и начала XXIв.
_________________________

1. Аствацатурян Эмма Григорьевна – Оружие народов Кавказа. М., 1995, с.135.

Большой вклад в развитие искусства гоцатлинцев внесли также заслуженный деятель искусств РФ и РД, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Базарган Гимбатович Гимбатов, заслуженный деятель искусств Дагестана Султан-Ахмед Магомедалиев, а также мастера М.Батыралиев, Т.Б. Гаджимирзоев, М.Абдурахманов, М.Умалатов, Г.Абдухалилов, М.Ибрагимов, З.Абдулмеджидов, медночеканщик М.Нурмагомедов и многие другие. Серебряные и медночеканные изделия гоцатлинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках, в том числе: на Всероссийском смотре-выставке 1960 г. в Москве (присужден Диплом I степени), на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва – 1968 г. (присужден Диплом II степени), на Международных выставках в Монреале (Канада) в 1967 г. и Осаке (Япония) в 1970 г.

Изделия гоцатлинских мастеров-ювелиров и оружейников хранятся в Государственном историческом музее (ГИМ), во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном музее искусств народов Востока (ГМИНВ) в Москве; в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, а также в республиканских музеях – Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее им.А.А.Тахо-Годи и Дагестанском музее изобразительных искусств им.П.С.Гамзатовой.

Ныне на Гоцатлинском художественном комбинате изготовлением художественных изделий занято около 50 человек. Однако комбинат, как и многие предприятия народных художественных промыслов Дагестана, в связи с переходом к рыночной экономике, переживает трудные времена. Чтобы выжить в нынешних условиях сравнительно недавно комбинат начал выпускать пользующиеся спросом у населения металлические (медные и латунные) люстры, недорогие сервизы из мельхиора и другие изделия. Можно надеяться, что Гоцатлинский художественный комбинат займет достойное место в системе традиционных народных художественных промыслов Республики Дагестан.

Оставить комментарий

Новости Экскурсии Достопримечательности